×
Форус / Красноярск
г. Красноярск, ул. Молокова, 68, офис 3-11
8 (391) 206-74-15
8-800-234-14-15

Работаем по графику: пн-пт 09:00-18:00.
X

Получить консультацию по телефону

Ваши фамилия и имя *
Телефон*
Согласие на обработку персональных данных
*
* - поля, отмеченные звездочкой, обязательны для заполнения

Как вернуть подчиненным интерес к работе

29.05.2015
Медведь идет по берегу реки. Этот день для него был удачным, он нашел заросли малины, подкрепился вкусными кореньями и даже вытащил из норки жирного бурундука. Медведь наелся. Он лениво смотрит в воду горной речки и видит: на порогах плещется лосось. 

Зачем сытому медведю лезть в ледяную воду за рыбой, ведь для него есть много пищи на берегу. Кстати говоря, рацион медведя на 75% состоит из растительной пищи. Но мишка прыгает в реку и ловит лосося. Эта рыба поможет ему накопить жир к зиме и, в итоге, выжить.

Откуда медведь знает, что впереди зима, и ему нужно копить жир для спячки? Вряд ли он вообще знает, что такое жир. Он просто следует каким-то своим инстинктам и ныряет в воду. 

Долгое время мне не давал покоя вопрос. Почему школьники готовы изучать характеристики сотен героев их любимой MMORPG, просчитывать сложнейшие стратегии и часами выполнять квест "собери 1000 волчьих шкур и получи достижение", но с огромным трудом заставляют себя решить несколько несложных примеров из домашнего задания, хотя знания принесут им больше пользы, чем цифры на экране.

Почему офисные работники готовы сутками собирать горох на веселой ферме, но постоянно откладывают выполнение своих рабочих заданий, за которые им платят зарплату и премии.

Казалось бы, поощрения в реальном мире должны мотивировать сильнее, чем эфемерные "ачивки" компьютерных игр. Человеку должно быть выгоднее тратить свое время на повышение своих профессиональных навыков и выполнение рабочих задач, ведь от этого напрямую зависит его материальный выигрыш. А выращенные кабачки на "ферме" не могут принести ничего, кроме ощущения потраченного впустую времени. Что заставляет людей переселяться из реального мира в виртуальный?

Природа хорошо постаралась, чтобы живые существа получали удовольствие не только от процесса еды, но и от ее добычи, иногда в не самых приятных условиях. Иначе медведь никогда бы не узнал вкус свежей рыбы, кошка не выжидала бы мышку часами, белка не собирала бы орехи (большую часть которых она никогда не съест).

Для этого природа придумала дофамин — гормон удовольствия при ожидании награды.

Каждому с детства знакомо ощущение приближающегося праздника. Скоро рождество, будет много сладостей и подарков, родители обещали подарить велосипед. Легче просыпаться по утрам, и уроки не кажутся такими скучными. 

Иногда от ожидания чего-то хорошего бывает больше счастья, чем от самой награды. Люди готовы часами мерзнуть на рыбалке, чтобы поймать пару карасей. Или несколько дней подниматься на гору, чтобы поставить галочку на карте. Ну или неделями вставать среди ночи, чтобы собрать урожай в компьютерной игре.

Вернемся в офис. Сидит человек, пишет отчет. Вот он наконец заканчивает работу, и что он слышит? В лучшем случае "угу" и порцию новых заданий. А если задание не выполнено в срок, ему обеспечены строгие замечания и обещание лишить премии. 

Слова о том, что деньги не мотивируют сотрудников — чистая правда. Какая бы высокая ни была зарплата, она фиксирована, и ее платят строго по графику, от достижений она не зависит. А ведь гормон счастья вырабатывается, если награда зависит от деятельности человека, а не от числа в календаре. Причем размер награды имеет второстепенное значение, самое главное — факт получения.

Животные не рассуждают: "так, если я поймаю лосося, то получу 4000 калорий. Однако, если я войду в ледяную воду, то потеряю где-то 1000 калорий. Вероятность поимки лосося...". Медведь сидел бы часами и прокрастинировал. Поэтому природа распорядилась так, что если животное не умирает с голода, то размер угощения не влияет на выработку дофамина и, соответственно, стремление нырнуть в холодную воду.

Представим другую ситуацию. Человек пишет скучный отчет, опаздывает. Наконец приходит с готовым отчетом к начальнику, а тот говорит: "спасибо, отчет оформлен хорошо. Я ожидал получить его немного раньше, но это не так страшно. Надеюсь, в следующий раз ты сделаешь его быстрее. Сейчас можешь отдохнуть 10 минут и выпить чаю с шоколадкой, а потом нужно будет подготовить накладные".

Будьте уверены, шоколадка сделает свое дело не хуже, чем огромные премии или проценты с продаж. Пока вы тратите деньги на тимбилдинг, другие заставляют ваших сотрудников тратить свое рабочее время на поливку грядок и даже платить деньги за удобрения только лишь тем, что постоянно говорят: "какой ты молодец, собрал 10 кабачков, собери еще 30 и получишь 5 монет". Человеку важно получать награду сразу после выполнения задания.

Но есть еще одно любопытное явление. Даже те сотрудники, которые получают процент от закрытых проектов, далеко не всегда чувствуют интерес к работе. Странно, у человека есть гарантированная награда, которая напрямую зависит от его деятельности, но совершенно его не вдохновляет.

Это объяснимо. Есть еще один важный мотивационный фактор: азарт. Вы когда-нибудь задумывались о том, почему так популярна рулетка?

Раньше я думал, что "игроманы" в казино — это недалекие люди, совершенно не знакомые с теорией вероятностей и желающие быстро разбогатеть. Пока сам не побывал там и не увидел процесс игры своими глазами.

В Сингапуре, самом дорогом городе мира есть самый дорогой в мире отель, известный своим бассейном на крыше. В отеле казино. К рулетке подходит китаец, в руках у него горсть фишек по 1000$ каждая. Он внимательно изучает игровое поле, аккуратно расставляет фишки. А затем спокойно уходит к другому столу поставить фишки и там. Он не следит тревожным взглядом за шариком, не расстраивается из-за потерь, не прыгает от радости при выигрыше. Вряд ли он надеется сорвать джек-пот и унести из казино чемодан с деньгами. Он просто получает свою порцию дофамина. Положи фишку и жди награды. Это "веселая ферма" для богатых. Люди любят приятные сюрпризы и готовы платить за это огромные деньги.

Ученые выяснили, что у обезьян уровень дофамина в процессе деятельности максимален, когда вероятность получения награды 50%. 

Если награда гарантирована, то интерес к деятельности постепенно пропадает. Но стоит внести элемент случайности, как происходит резкий выброс дофамина. Действительно, если человек выполняет скучный квест "собери 1000 волчьих шкур" и вдруг выбивает ценный меч (не каждый волк носит такое в кармане), то буря положительных эмоций от процесса игры обеспечена. Если офисный работник пишет скучные отчеты и вдруг получает шоколадку, то следующий отчет он напишет гораздо быстрее.

Почему бы не использовать это с пользой. Игры и социальные сети крадут у вас ваших сотрудников — используйте их же оружие. Заведите систему ачивок: "500 совершенных звонков", "20000 написанных строк кода", "10 дебильных ТЗ", "50 исправленных багов". Придумайте систему уровней, проводите соревнования, делайте сюрпризы, ставьте плюсики, дарите шоколадки. Если это кажется вам ребячеством, то подумайте о том, какие деньги зарабатывают владельцы казино и онлайн-игр.

Источник: Мегамозг
Вернуться к новостям