Учет затрат на изучение конъюнктуры рынкаОрганизация, применяющая УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы", оплатила услуги по изучению конъюнктуры рынка в рамках своей основной предпринимательской деятельности. Можно ли включить эти затраты в расходы, уменьшающие налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, разъясняет государственный советник РФ III класса Ю.М. Лермонтов.
Под конъюнктурой рынка следует понимать экономическую ситуацию, складывающуюся на рынке, характеризуемую уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления (см. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь").
Услуги производственного характераЗатраты на изучение конъюнктуры рынка можно учесть при расчете налога по УСН. Объясним, почему.
Налогоплательщик, применяющий УСН с объектом "доходы минус расходы" вправе уменьшить полученные доходы на материальные расходы (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Как сказано в подпункте 6 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ, к материальным расходам, в частности, относятся затраты на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями.
В подпункте 6 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ уточняется, что к работам (услугам) производственного характера относится выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.
Приобретенные организацией услуги по изучению конъюнктуры рынка в рамках основной деятельности компании вполне можно считать услугами производственного характера. А затраты на них — учитывать в расходах по "упрощенному" налогу.
Аналогичные выводы содержатся в разъяснениях Минфина России. Так, в письме от 29.01.2015 № 03-11-06/2/3237 специалисты финансового ведомства указали, что налогоплательщик, применяющий УСН с объектом "доходы минус расходы", вправе при определении объекта налогообложения включить в состав расходов затраты, связанные с получением оперативной информации о продажах печатных изданий и динамике изменения потребительского спроса под влиянием различных факторов.
Также о правомерности учета расходов на изучение конъюнктуры рынка говорится в письме Минфина России от 27.12.2012 № 03-03- 06/1/727. Кстати, при учете затрат на изучение конъюнктуры надо принимать во внимание суть самих услуг. В данном письме специалисты финансового ведомства отметили, что тестирование рекламной концепции проводится только с участием потенциальных потребителей (ограниченный круг лиц), такие расходы не могут быть отнесены ни к затратам на изучение конъюнктуры рынка, ни к рекламным расходам.
Необходимые условияЧтобы затраты на изучение конъюнктуры рынка можно было учесть в целях налога, уплачиваемого при УСН, они должны соответствовать критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
Напомним, в соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в т. ч. отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Итак, организация имеет право учесть при определении налоговой базы по "упрощенному" налогу, расходы на изучение конъюнктуры рынка, если они:
Источник: Бухгалтерия.ru
|