×
Форус / Красноярск
г. Красноярск, ул. Молокова, 68, офис 3-11
8 (391) 206-74-15
8-800-234-14-15

Работаем по графику: пн-пт 09:00-18:00.
X

Получить консультацию по телефону

Ваши фамилия и имя *
Телефон*
Согласие на обработку персональных данных
*
* - поля, отмеченные звездочкой, обязательны для заполнения

Что делать если клиент — друг / хороший знакомый?

Что делать если клиент — друг / хороший знакомый?
21.08.2015

Какой бы профессией вы ни владели, каким бы родом деятельности ни занимались — всегда найдется друг или хороший знакомый, который захочет воспользоваться вашими услугами. Или ему нужно срочно что-то помочь, пофиксить, запилить, прочистить… А вы как раз это умеете, да к тому же еще и неплохо вроде бы.

Одно дело — это бесплатная дружеская помощь на пять минут, а совсем другое — сделать целый проект за деньги со сроками в месяц или полгода.
И вот для этой ситуации у меня есть несколько (для кого-то очевидных!) советов-правил, которыми я бы хотел поделиться, работая в сфере разработки сайтов.

Не работайте с друзьями.

Да, именно так. Если у вас есть выбор (например, огромная очередь из клиентов), то лучше выберите хорошего клиента, чем хорошего друга (или не дай Бог — родственника) в качестве клиента.
Почему? Да потому что есть вероятность того, что после проекта ваш друг останется недоволен, или вы останетесь недовольны, или будут недовольны все. Причем, даже если вы с вашей точки зрения работу сделали идеально и за минимальные деньги, то ваш друг может посчитать по-другому. И дружбе это на пользу никак не пойдет.
Лучше посоветуйте другу проверенных ребят, или посоветуйте, как это можно сделать самому.
Но если вы все таки решили работать со своим другом как с клиентом, то поехали дальше:

Договаривайтесь на берегу. Составляйте ТЗ.

Моей большой ошибкой при работе с некоторыми друзьями было то, что мы "не заморачивались" на ТЗ.
Аргументы были примерно следующие:

  • работы мало, и так все понятно;
  • давно друг друга знаем, как-нибудь договоримся;
  • давай сделаем "как вот здесь";
  • сделай как ты уже делал, только еще вот здесь "такую-то штуку";

ну и так далее…

Причем, когда я работал с обычными клиентами, которые приводили похожие аргументы, то я все равно настаивал на составлении детального ТЗ, даже если работы на 5 часов, предчувствуя возможные риски и недопонимание. В случае с друзьями этот механизм почему-то у меня в голове отключался.

А потом я усвоил, что друзья — по поведению такие же клиенты (если уж ты начал с ними работать), они тоже часто не понимают, что хотят и сколько готовы заплатить и за что. Составление ТЗ снимает многие вопросы, как у него, так и у вас. В конце проекта обоим будет намного проще, если это ТЗ будет.

Сотрудничество должно быть выгодно всем сторонам.

У людей часто срабатывает схема, что если ты делаешь заказ у хорошего друга — то это будет ГОРАЗДО дешевле, чем обычно. Особенно это касается услуг, потому что формирование цены здесь не всегда понятно и очевидно. И многим кажется, что себестоимость услуг вообще стремится к нулю.

Так вот — я придерживаюсь политики, что друзьям можно сделать скидку. Можно сделать даже хорошую скидку. Но такую, чтобы процесс работы не превратился для тебя в каторгу и не пропала мотивация. Согласитесь, не очень продуктивно работать над проектом, постоянно думая, что за такой же проект для нормального клиента ты получил бы в 3 раза больше.

У меня были такие проекты для хороших знакомых, за которые я брал гроши, делал неплохой проект, а они потом оставались еще и недовольны. Потому что хотели еще и того и этого, совершенно не ориентируясь в рынке и ценах, и думая, что это все очень дешево и что "само-собой это тоже надо было сделать".

Подписывайте договор!

С другом это сложно и не всегда возможно. Сразу поднимается вопрос доверия и так далее. Надо просто объяснять, что договор — простая формальность, и это по сути договор "в стол", который никогда нигде не пригодится. В конце концов — если обе стороны дружественны и имеют ответственные доверительные отношения, то договор — лишь подтверждение этому, а не помеха.
Я считаю, что договор должен быть в любом случае, хотя сам — ох грешен — иногда работаю без него (в этом случае цену фиксирую в подписанном ТЗ), если выполнен пункт номер 5.

Берите предоплату.

Часто уровень доверия к другу настолько высок, что вопрос предоплаты остается на усмотрение этого человека. А иногда и вообще расчет за весь проект (в долг, например) — который будет произведен непонятно когда и как. Это на мой взгляд плохая ситуация для разработчика и это уже не взаимовыгодное сотрудничество. Работа и время — это те же деньги.
Предоплата — залог того, что друго-клиент не сойдет с дистанции ("извини, мне больше не интересен этот проект", "прости, у меня с деньгами проблемы") и будет больше заинтересован в проекте. А также это залог того, что у вас будет больше мотивации работать и будет ощущение "честности" игры.

Резюме

Друзья вполне могут быть клиентами, однако нельзя забывать о том, что правила для них должны быть такие же, как и для остальных клиентов. И лучше формализовать ваши бизнес-отношения по максимуму. Иначе это может навредить отношениям дружеским.

Будьте дружелюбны и клиенториентированны! Успехов!

Источник: Megamozg.ru


Возврат к списку

X

Заявка на Бесплатный месяц

Ваши фамилия и имя
Телефон*
Город
Согласие на обработку персональных данных
*
* - поля, отмеченные звездочкой, обязательны для заполнения