×
Форус / Красноярск
г. Красноярск, ул. Молокова, 68, офис 3-11
8 (391) 206-74-15
8-800-234-14-15

Работаем по графику: пн-пт 09:00-18:00.
X

Получить консультацию по телефону

Ваши фамилия и имя *
Телефон*
Согласие на обработку персональных данных
*
* - поля, отмеченные звездочкой, обязательны для заполнения

Контрольная закупка

Контрольная закупка
21.12.2015
Верховный суд решил, что налоговикам разрешено проводить контрольную закупку при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП, то есть за неприменение ККТ. До этого суды многократно приходили к выводу, что такого права у фискалов нет. Марина Скудутис изучила историю вопроса.

В обзоре судебной практики № 2 за этот год ВС дал ответ на вопрос о возможности проведения контрольной закупки налоговиками. Верховный суд решил, что арбитры могут принимать акт такого мероприятия в качестве доказательства, подтверждающего факт невыдачи кассового чека покупателю. 

ВС напомнил, что невыдача организацией или индивидуальным предпринимателем клиенту чека нарушает требование абзаца четвертого пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ, и влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ. Контроль за применением контрольно-кассовой техники возложен именно на налоговые органы, напомнили служители Фемиды. А это значит, что действия сотрудника инспекции, выразившиеся в приобретении им как покупателем товара, в рамках проводимой ревизии осуществляются в пределах его полномочий и не подпадают под регулирование Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".

Как указано в пункте 19 постановления Пленума ВС РФ от 24 октября 2006 года № 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях", акт контрольной закупки может служить доказательством, подтверждающим факт реализации товаров, при рассмотрении дел об административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ. 

Все вышесказанное позволило Верховному суду сделать вывод, что судья вправе приобщить к материалам дела акт контрольной закупки, который впоследствии должен быть оценен по правилам статьи 26.11 КоАП РФ наряду со всеми иными собранными по делу доказательствами. В том числе протоколами, объяснениями коммерсанта и иными документами (материалами фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи).

На заметку
Теперь результаты произведенных "контрольных закупок" чиновниками могут быть признаны основанием для привлечения к административной ответственности, что подтверждает судебная практика июля 2015 года. Это позволит налоговым органам увеличить количество проводимых мероприятий как один из методов реализации налогового контроля.

Как мы видим, право налоговиков на проведение контрольной закупки ВС, так сказать, легализовал, но вопрос в том, смогут ли фискалы использовать его на практике? 

Напомню, что контрольную закупку, ревизоры активно проводили в 1990-х – начале 2000 годов, а в 2009 году Верховный суд решил, что фискалы осуществлять ее не могут, так как это – разновидность оперативно-розыскных мероприятий. А правом проводить их фискалы не наделены. 

Мнение судов по этому вопросу также однозначно: налоговики не вправе осуществлять контрольную закупку (см., например, Определение ФАС Северо-Западного округа от 14.09.2012 г. и ВАС РФ от 24.10.2012 г. по делу № А81-5363/2011, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2012 г. по делу № А56-12256/2012). В постановлении от 21 февраля 2012 года по делу № А56-55056/2011 Тринадцатый арбитражный апелляционный суд указал, что контрольная закупка может использоваться только для раскрытия и предотвращения преступлений. 

На практике

Антон Толмачев, генеральный директор юридической компании "ЮрПартнерЪ" рассказывает: "Замечательно, что законодатель, наконец, поставил точку в этом вопросе. Предполагаю, что на практике это увеличит количество проверок, проводимых налоговыми органами, благо, что процедура давно закреплена Приказом Минфина РФ от 17 октября 2011 года № 132н." 

Г-н Толмачев напоминает, что пункт 23 этого приказа четко указывает, что проверка выдачи кассовых чеков специалистами инспекций включает в себя приобретение товара и его оплату с установлением факта неоформления документа, подтверждающего прием денег за соответствующую продукцию. "Пояснено, что такие действия могут проводится в том числе и в форме контроля, основанного на визуальном наблюдении, с применением или без видео-, аудиофиксации фактов приобретения и оплаты товаров клиентами. Описанное, по сути, представляет собой именно контрольную закупку", - добавляет эксперт. По его мнению, ВС полностью "развязал руки" налоговым органам и последствия не заставят себя ждать. 

Владислав Земляной, генеральный директор ООО "Первая консалтингово-инвестиционная компания", напоминает, что раньше арбитражные суды активно руководствовались позицией ВАС о недопустимости проведения контрольной закупки контролерами ФНС, признавая использование результатов таких проверок по делам об административных правонарушениях недопустимыми. Теперь, по мнению г-на Земляного, "результаты произведенных "контрольных закупок" чиновниками, могут быть признаны основанием для привлечения к административной ответственности, что подтверждает судебная практика июля 2015 года. Это позволит налоговым органам увеличить количество проводимых мероприятий, как один из методов реализации налогового контроля", - делает вывод эксперт.

Источник: Бухгалтерия.ru

Возврат к списку

X

Заявка на Бесплатный месяц

Ваши фамилия и имя
Телефон*
Город
Согласие на обработку персональных данных
*
* - поля, отмеченные звездочкой, обязательны для заполнения